СИБИРСКИЙ ШАМАНИЗМ

Одна из важных задач, которую выполняет шаман, заключается в защите психической целостности общества. Для людей архаики наличие в племени такого человека, значило очень много, поскольку давало им уверенность в том, что они не одиноки и не беззащитны в мире, в котором существуют и демоны, и «силы Зла». И что кроме молитв и жертвоприношений, с помощью которых они обращаются к богам и сверхъестественным существам, существуют ещё «специалисты по священному», люди, способные видеть духов, вознестись и встретиться с божествами Неба, спуститься в Ад и бороться с демонами, болезнями и смертью. Обряд лечебного камлания строился таким образом, чтобы надежда пациента на исцеление превращаласьв веру.
Вера пациента в способность шамана вернуть ему здоровье укреплялась ритуалом и другими приемами. Такие практики включали и шаманские путешествия, и жертвоприношения, и целые театральные действия, разыгрываемые во время камлания. Шаманский обряд всегда предполагал особое внешнее оформление. Иногда ради одного действия срочно воздвигался целый «театр». Специально сооруженная хижина символизировала собой островок «шаманской» земли — маленькой вселенной. Все культовые предметы шамана моделировали вселенную, а потому имели глубокий символический смысл. Вселенная изображалась на одежде шамана, на бубне и на многих других предметах, имеющий особый смысл в данной традиции. Жизнь шамана связана с совершением специальной работы в мире духов — лечением болезней, «укрощением огня», вызовом дождя, беседами с умершими и т. п. Шаманские действия и ритуалы (камлания) осуществляются во время экстатического транса, при этом, как правило, используется бубен, или же особые танцы и заклинания.Считается, что во время камлания душа шамана покидает тело и путешествует по другим мирам — поднимается на небо (верхний мир), спускается под землю (нижний мир).
Хотя деятельность шамана связана в том числе и с лечением, принято отличать шаманов от знахарей или травников, потому что последние могут лечить за счёт накопленных знаний, а не за счёт помощи духов-помощников и экстатических видений. Согласно древнему поверью, знания о той или иной «силе» целебных растений человек мог получить от духов-помощников, либо от самих трав и деревьев.
Шаманская практика связана с первобытной магией, однако, разница заключается в том, что магия направлена на искусственные изменения мира своей волей, в то время как шаман опирается на природные силы. Шаман скорее является проводником природных сил, чем преобразователем мира, и лечение, проводимое шаманом, связано с приведением заказчика в соответствие с природой и духами

Богатейшие традиции шаманизма в Сибири составляют самобытный магический комплекс, пересекающийся с другими культурами лишь отчасти. Возможно, это может показаться странным, но к русской магии в традиционном понимании сибирский шаманизм не имеет практически никакого отношения. Речь идет о старинных, передающихся из поколения в поколение, практиках сибирских народов Байкала, Забайкалья, Алтая. То есть, о территориях, не испорченных влиянием научного прогресса и тотальной цивилизации. Шаманизм — не только магическое искусство, но и мировоззренческая система, более или менее общая для всех народностей и племен Сибири, в которых подобные практики процветают.

Представления об окружающем мире.

В сибирском шаманизме не может быть теории в привычном понимании этого слова, но представление об устройстве окружающего мира в данной культурной среде достаточно четкое. Согласно шаманистическим верованиям, Вселенная делится на две жизненные сферы – обыденную и сакральную. Последняя, в свою очередь, состоит из трех «слоев», трех миров, не имеющих, однако, никакого отношения к европейскому оккультному разделению тонких пространств. Высший мир – обитель различных божеств, низший – обитель злых духов и мертвых, и средний – собственно, земной. Интересно, что  – духами,– населены для шамана все три мира, и со всеми духами теоретически шаман может взаимодействовать. Из наиболее значимых обитателей высшего и низшего миров, можно выделить Ульгена – верховное божество, аналог бога-творца, и Эрлика – владыку низшего мира, считавшегося, однако, соучастником сотворения человека. Верования  народов Сибири совершенно свободны от христианского и вообще европейского влияния, поэтому представления о высшем и низшем мирах — несходны с понятием об аде и рае.

Кто такой шаман. Суть шаманского умения.

Слово «шаман» возникло в тунгусском языке. В приблизительном переводе оно обозначает «Путешественник-между мирами», что очень точно отражает суть деятельности такого мага. Практически вся шаманская магия строится на взаимодействии с тонкими сущностями, которыми для него наполнены все три мира.

Шаман является своего рода посредником между людьми и духами. Для рода, племени шаман – не просто важный, а один из важнейших людей. К нему придут с любым вопросом, только он может помочь в случаях болезни, неурожая, падежа скота. Его гнева очень страшатся. Впрочем, в отличие от африканских колдунов, сибирские кудесники, в большинстве своем, настроены на позитивную, светлую магию.

Камлание представляет собой особое ритуальное действо, совершаемое колдующим для впадения в транс. В состоянии транса открываются энергетические каналы, связь тонкого тела с физическим ослабляется, и это дает возможность шаману совершать «шаманское путешествие», о котором мы скажем ниже, а также входить в контакт с другими тонкими сущностями.

Становится шаманом человек не по своей воле, а по велению духов, избирающих его для этой цели. Внешне подобный выбор проявляется в виде так называемой «шаманской болезни» — особого душевного состояния, близкого к трансовым и предтрансовым состояниям. Как правило, проявление признаков «избранности» человека на шаманство можно наблюдать еще в детстве. Согласно верованиям сибирских народностей, «шаманская болезнь» возникает оттого, что душу будущего шамана похищают духи. В дальнейшем душа шамана подвергается «воспитанию» духами одного из миров. Впоследствии шаман может совершать камлание к тем духам, которые его «воспитывали».

Бурятский шаман занимается «глобальными» вещами – корректирует погоду, урожай, защищает скот и т.п., он так же ориентирован на целительство. Врачевательские обычаи сибирского шаманизма не имеют аналогов в других магических традициях. Здесь не используются никакие виды лекарственных растений или зелий. Весь целительский обряд построен на заклинании духов через камлание.